• Рокотов Фёдор Степанович, художник

    Рокотов Фёдор Степанович, художник

    Фёдор Степанович Рокотов родился в 1730-х гг. в подмосковной селе Воронцово (ныне - московский район Ясенево)

    • В 1755 году основатель Академии художеств И. И. Шувалов приехал в Москву набирать одарённых юношей для создававшейся в то время в Петербурге Академии. Он заметил Рокотова и увёз его в Санкт-Петербург. Вероятно, он поступил в Сухопутный шляхетский корпус, поскольку в первые годы после приезда в Петербург писал в основном кадетов. Уволился с военной службы после получения чина ротмистра, дававшего дворянство.
    • В доме Шувалова, где с 1757 года помещалась академия, Рокотов занимался с иностранными мастерами Л.-Ж. Ле-Лорреном и П. де Ротари, усваивая принципы эстетики рококо.
    • В 1760 году по словесному приказанию Шувалова зачислен в Академию художеств.
    • С 1762 г. занимался преподавательской деятельностью (адъюнкт). В парадных портретах петербургского периода демонстрирует полное знакомство с приёмами западноевропейской живописи того времени. В 1763 г. был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил Императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова.
    • В 1765 году Рокотов был удостоен звания академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве» и копию с картины Л. Джордано «Венера и Амур». Академик Я. Штелин видел у него в квартире сразу 50 неоконченных портретов зараз. Хотя преподавательская деятельность в Академии не была занятием прибыльным, её руководитель И. И. Бецкой запрещал академикам вести частную портретную практику. Вероятно, по этой причине Рокотов в конце 1766 года покинул Петербург и вернулся в Москву.
    • Здесь на Рокотова посыпались заказы от родовитых московских семей, не избалованных вниманием мастеровитых художников. За свои работы Рокотов брал недорого — всего 50 рублей, в 15 раз меньше, чем требовали заезжие иностранцы. Основное внимание уделял похожести лица, а не отделке платья. Б. В. Умский, сетовавший, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен», заказал ему серию портретов членов Опекунского совета Московского воспитательного дома. Это был последний официальный заказ, принятый Рокотовым. Отныне он работал только по заказам частных клиентов.
    • В советское время считалось, что Рокотов противопоставлял холодной парадной живописи сановного Петербурга портреты нарочито тёплые, непринуждённые, интимные, свидетельствующие о близком знакомстве художника с моделями. Неприятие внешних эффектов, всего показного проявляется в затаённости чувств моделей, в их внутренней сосредоточенности, в эмоциональной приглушённости.
    • С конца 1760-х гг. до начала 1790-х гг. художник написал «всю Москву». Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых), изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. В 1776 году Рокотов, собственной семьи не имевший, выхлопотал вольную своим племянникам, отдал их в кадетский корпус и сделал своими наследниками.
    • В 1781 году за 2600 рублей приобрёл земельный участок на Старой Басманной, где выстроил усадьбу с мастерской
    • По некоторым предположениям, на пике успеха Рокотов примкнул к братству масонов; во всяком случае, он выписывал новиковский журнал «Утренний свет».
    • В 1780-е годы из рокотовской портретописи исчезает та рокайльная дымка, которая придавала им атмосферу недоговорённости, даже некоторой таинственности. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних — ближе к господствовавшей в то время стилистике классицизма. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев, игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа. Женские портреты, как правило, овальной формы. В лицах моделей всё чаще проскальзывает надменность, осознание своего превосходства над окружающими.
    • Последние известные работы датируются началом 1790-х гг.; краски на них крайне скупы, почти монохромны. Эти особенности принято объяснять ослаблением зрения художника. О последних двадцати годах жизни сведений сохранилось немного.
    • 1806 — покупает последнее свое владение в Москве вблизи Воронцовской улицы в приходе церкви Сорока Севастийских мучеников за 5000 рублей (ныне - Таганский район Москвы).
    • Строится, живет с вышедшим в отставку в 1798 году племянником Иваном Меньшим и служителями.
    • Умер в Москве 12 (24) декабря 1808 года.
    • Похоронен на кладбище Новоспасского монастыря, могила утрачена.
    • 2008 г. - в Новоспасском монастыре был установлен памятный камень Рокотову

    Память:

    • ул. Рокотова в Москве (Ясенево), 1978 г.