• Лопяло Карл Карлович, художник

    Карл Карлович Лопяло (1914—1979) — художник, архитектор, график, живописец, автор множества графических реконструкций известных памятников архитектуры, защитник культурного наследия России, активный деятель Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

    Он жил и работал в Москве, здесь судьба свела его с замечательными людьми, оказавшими большое влияние на его дальнейшую творческую деятельность, — с Игорем Грабарем и Петром Барановским.


    Совместно с Петром Дмитриевичем неутомимо производились исследования, обмеры, графические фиксации разнообразных сооружений города. Карл Карлович выполнял прекрасные рисунки-реконструкции, акварели, целые панорамы памятников Москвы.

    Карл Карлович Лопяло родился 5 ноября 1914 года в Санкт-Петербурге, в семье рабочего-слесаря. Когда ему исполнилось пять лет, семья переехала в город Рославль. Удивительно ярко сохранились в его памяти события детства, проведенного в Рославле и потом в Москве, о них он писал в своей незавершенной «Автобиографии». Рисовать начал очень рано, занимался этим с увлечением.


    Отец Карла Карловича, Карл Кастанович Лопяло, работал на партийной работе, потом на профсоюзной, но одновременно занимался литературной деятельностью, писал статьи по строительству и приветствовал желание сына заниматься рисованием.

    • В 1925 году он поступает в 53-ю школу Москвы, которую заканчивает в мае 1930 года
    • По окончании школы учился в Московском дорожном техникуме и одновременно работал на строительстве поселка в Измайлове каменщиком, штукатуром, маляром.
    • С третьего курса техникума в 1933 году он ушёл учиться в Московский архитектурный институт. В 1935 году, учась в институте, работал в сельскохозяйственном кабинете Академии архитектуры СССР. В этих же годах по проекту К. К. Лопяло были построены в селе Голубовке Середино-Будского района Черниговской области мельница-электростанция и несколько типов жилых домов. Проект генеральной перестройки села был почти полностью выполнен в натуре. Во время Великой Отечественной войны большинство построек Голубовки погибло.
    • В марте 1939 года Карл Карлович окончил Московский архитектурный инститтут по факультету жилых и общественных сооружений. Его дипломный проект на защите получил похвальный отзыв А. В. Щусева и оценку «отлично».
    • После окончания института началась новая полоса жизни. Карл Карлович поступил работать в мастерскую Б. М. Иофана, В. Г. Гельфрейха и В. А. Щуко по проектированию Дворца Советов. Но уже через полгода призывается в армию. Став солдатом, он не оставляет своей художественной деятельности, продолжает рисовать, писать акварели, а в 1940 году даже выполняет для армейского клуба в Москве картину «Парад на Красной площади».
    • С июня 1941 года Карл Карлович на Западном фронте. Воевал в звании гвардии младшего сержанта в составе 1-го Гвардейского полка связи, сначала в 16-й, затем в 11-й Гвардейской армии. Он участвовал в боевых операциях под Оршей и Рудней, под Витебском и Смоленском, под Москвой и Можайском.
    • В это время произошло для него очень памятное событие. В лесу под Дорогобужем осенью 1941 года Карл Карлович дважды встретился со своим отцом — добровольцем московского ополчения, комиссаром отдельного разведбатальона, так и не вернувшимся с фронта домой. От этих встреч остались несколько фотографий и портрет отца, нарисованный на бересте за неимением бумаги.
    • Карл Карлович прошёл почти всю войну. Воевал на Брянском, Прибалтийском фронтах, участвовал в Курском сражении.
    • Весной 1944 года северо-западнее г. Невеля в бою под Идрицей при наводке линии связи на минном поле Карл Карлович был тяжело ранен. Осенью того же года он был демобилизован по ранению как инвалид Великой Отечественной войны.
    • За время службы был награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Москвы» и «За победу над Германией». Во время войны на фронте и в госпитале Карл Карлович много рисовал тушью, карандашом, акварелью, оформлял журнал «Гвардеец-связист». Сохранились наброски, рисунки, акварели военных лет.
    • С 1944 года Карл Карлович учится в Московском Суриковском институте, вначале на живописном, позже на графическом и на монументальном факультетах. Большое внимание он уделяет рисунку, интерес к которому почувствовал ещё в военные годы. Вместе с тем не осталась забытой и прежняя профессия, учёбу в институте он совмещает с практической работой архитектора.
    • В 1947—1948 годах Карл Карлович вместе со своим другом архитектором С. Г. Деминским проектирует и строит Дом отдыха Днепрогэса в Ялте, работает на строительстве Театра имени Е. Б. Вахтангова в мастерской П. В. Абросимова, участвует в многочисленных конкурсах Союза архитекторов.
    • С целью пропаганды памятников культуры Карл Карлович публиковал в 1950-е годы в газете «Вечерняя Москва» серию статей под рубрикой «Памятные места Москвы», сопровождая их своими рисунками и краткими аннотациями. Для киностудии «Центрнаучфильм» в 1974 году он делает семь панорам архитектурных ансамблей Москвы: дворца Алексея Михайловича в Коломенском, Измайловского ансамбля, палат на Кропоткинской улице, Крутицкого подворья.
    • Карл Карлович Лопяло пользовался большим авторитетом в научных коллективах московских реставраторов, которые неоднократно привлекали его к сотрудничеству. В частности, для мастерских, руководимых В. Я. Либсоном, были сделаны реконструкции таких архитектурных ансамблей, как Царицыно, палаты на Кропоткинской улице, Новоспасский монастырь и Крутицкое подворье.
    • На протяжении многих лет Карл Карлович сотрудничал и с Музеем истории города Москвы.
    • По архивным данным и материалам археологических исследований, проводимых под руководством А. Г. Векслера, воссоздавались как общие виды города, так и отдельные памятники: палаты Н, К. Нарышкиной в Кремле, Английское подворье, палаты Хамовного двора, Ильинские ворота Китайгородской стены, Кузнецкий мост.
    • Среди древних сооружений Москвы были такие, к которым Карл Карлович возвращался на протяжении всей своей жизни. Одним из них был Московский Кремль. Карл Карлович делал реконструкции отдельных его памятников, а также общие панорамы со стороны Красной площади и Москвы-реки. Он сделал целую серию акварелей и рисунков, на которых воссоздавался облик Кремля в случае осуществления грандиозных замыслов В. И. Баженова по его перестройке.
    • В одной из научных работ Карла Карловича была статья о реконструкции Золотой палаты Кремлевского дворца и её монументальной живописи по описанию Симона Ушакова. К этой работе им были сделаны иллюстрации реконструкций интерьеров и живописи, а также внешнего облика Золотой палаты и Красного крыльца времен Ивана Грозного.
    • В последние годы своей жизни Карл Карлович задумал серию живописных работ — Московский Кремль в различные исторические эпохи, начиная с Кремля XV—XVI веков и до сегодняшнего дня. Эта работа осталась незавершенной.
    • Дружеские отношения и совместная работа связывала художника с многими деятелями искусства и архитектуры. Это Н. И. Брунов, М. А. Ильин, А. В. Бунин и Т. Ф. Саваренская, К. Н. Афанасьев, Г. К. Вагнер, Б. П. Михайлов, В. Я. Либсон, М. Г. Бархин, М. П. Цапенко, И. В. Маковецкий. Список этот можно продолжать ещё долго, поскольку широкий диапазон творчества Карла Карловича давал ему возможность работать в различных областях искусства. Творческая деятельность Карла Карловича Лопяло как архитектора и художника была богата и разнообразна, наполнена интересными и замечательными событиями.
    • Он был деятельный, открытый, энергичный человек, много трудившийся, и потому так велико его творческое наследие. Работы Карла Карловича можно увидеть в различных музеях и частных коллекциях, в государственных учреждениях.
    • Многочисленные рисунки, наброски, этюды с натуры, которые он делал в любых условиях, помогали ему потом при создании реконструкций памятников архитектуры. Помимо работы в Институте истории искусств и общественной работы с П. Д. Барановским Карл Карлович многое делал как художник.
    • Им было написано множество акварелей, сделаны копии с фресок и мозаик, графические книжные иллюстрации. Достаточно сказать, что он иллюстрировал более 50 книг. Тесное сотрудничество связывало его с издательством «Искусство», где он проделал большую работу при оформлении книг из серии «Дороги к прекрасному».
    • Своеобразие работ Карла Карловича — в его художественном, творческом подходе к любому роду деятельности, в умении максимально полно раскрыть поставленные перед ним задачи, проявляя при этом незаурядные знания, эрудицию и неистощимую фантазию.
    • Можно сказать, что жизнь Карла Карловича была прожита не для себя, а для других. Его душа и мысли, наполненные творческой энергией, постоянно были заняты заботой о памятниках, о судьбе культурного наследия.
    • Окончив Московский государственный академический художественный институт им. В.И.Сурикова (располагается в таганском районе на Товарищеском переулке) в 1950 году и получив диплом художника-живописца, Карл Карлович стал сотрудником Института истории искусств и был привлечён к работе большого коллектива видных ученых-искусствоведов по созданию многотомного издания «Истории русского искусства». В это время совместно с И. Э. Грабарем были сделаны реконструкции таких московских памятников, как собор Заиконоспасского монастыря, Меншиковой башни, а также первоначального вида дворца А. Д. Меншикова, Арсенала, въездной арки и конного двора в Петровском-Разумовском и многих других.
    • Работа с И. Э. Грабарем в Институте истории искусств над реконструкциями для многотомной «Истории русского искусства» дала возможность Карлу Карловичу проявить свой талант художника и архитектора, накопить те знания по теории и истории архитектуры, которые он потом блестяще применял и в работе над воссозданием утраченного облика памятников в сотрудничестве с П. Д. Барановским, и в многочисленных археологических и этнографических экспедициях, и в научных статьях по истории русского и мирового искусства.
    • За время работы в институте проявилась склонность Карла Карловича к теоретическим исследованиям, в дальнейшем им были написаны и частично изданы труды по теории и истории искусств. Это статьи «Идеальный город А. Дюрера», «К примерной реконструкции Золотой палаты Кремлевского дворца и ее монументальной живописи», альбом «Ордера античной архитектуры Северного Причерноморья».
    • Его практические навыки художника и архитектора использовались в многочисленных экспедициях Академии наук СССР, где Карл Карлович занимался обмерами, художественной фиксацией архитектурных памятников. Он участвовал в научных экспедициях по Кавказу, Средней Азии, Среднему и Верхнему Поволжью, Русскому Северу, Сибири, Белоруссии, Украине, Крыму.
    • Особое место в жизни и творчестве Карла Карловича занимала общественная работа в Обществе охраны памятников истории и культуры, где он сотрудничал с Петром Дмитриевичем Барановским, знакомство с которым состоялось ещё в 1949 году и определило всю дальнейшую творческую судьбу художника.
    • П. Д. Барановский, любитель и знаток древнерусской архитектуры, выдающийся реставратор, энтузиаст сохранения памятников, был человеком неутомимым в своей профессии, к которой и привлек Карла Карловича. Их творческая дружба, начавшись на рубеже 40 — 50-х годов с совместной работы в архитектурно-археологических экспедициях, в дальнейшем не прерывалась до конца жизни. П. Д. Барановский придал деятельности Карла Карловича специфическое направление, позволяющее совместить дарование художника-архитектора с любовью к материальному культурному наследию, воплощенному в творениях русских зодчих.
    • По его просьбе Карл Карлович выполнял прекрасные рисунки-реконструкции, акварели, целые панорамы памятников Москвы. Совместно с Петром Дмитриевичем неутомимо производились исследования, обмеры, графические фиксации разнообразных сооружений города.
    • Своей работе по охране памятников архитектуры Москвы Карл Карлович придавал большое значение. Работая в выходные дни, в нерабочее время, он мог за одну ночь сделать рисунок-реконструкцию или акварель памятника.
    • Вовремя сделанные городские рисунки-реконструкции не один раз помогали отстоять древние постройки. Таким образом были спасены: Крутицкое подворье, Новоспасский монастырь, Гранатный двор, палаты XVII века на Кропоткинской улице, палаты Волконских и многие другие московские памятники.
    • Много лет и сил было отдано Карлом Карловичем совместной с П. Д. Барановским работе по восстановлению Крутицкого подворья. Результатом этой деятельности были сохранившиеся панорамы-реконструкции ансамбля, представляющие собой графическое воссоздание облика памятников на разные исторические периоды их существования. Многие из этих реконструкций выполнялись с присущей автору фантазией, но при этом обладали высокими художественными достоинствами и демонстрировали необычайное богатство творческого воображения художника. Надо сказать, что именно эти работы высоко ценились П. Д. Барановским, считавшим, что они имеют большое значение для общего творческого процесса реставрации памятников.

    С 1943 года — член ВКП(б)-КПСС

    Выставки:

    • Начиная с 50-х годов участвует в художественных выставках. Это выставки ветеранов Великой Отечественной войны (с 1966 по 1976 год)
    • «Памятники архитектуры в произведениях московских художников» (1970)
    • «Москва Историческая» (1972)

    В экспедиции с П. Д. Барановским в Болдино Смоленской области (1964) наряду с реконструкциями Болдинского монастыря Карл Карлович создает целую галерею — более сорока портретов партизан для краеведческого музея.

    Ответить Подписаться