• Максим (Жижиленко), православный святой

    Максим (Жижиленко), православный святой

    Святой Максим (Жижиленко), 1928-31 гг.

    Священномученик Максим (Жижиленко), епископ Серпуховский, в миру - Михаил Александрович Жижиленко, родился 2 марта 1885 г. в городе Калиш Калишской губернии Царства Польского России в семье окружного прокурора.

    • Девяти лет поступил в Калишскую гимназию, где учился 7 лет.
    • После смерти отца (1905) и матери (1906) сначала оставался один в Калише, а потом переселился к старшему брату Александру в Санкт-Петербург, где окончил восьмой класс гимназии.
    • 1908 г. - окончил гимназию в Санкт-Петербурге.
    • 1908 г. - поступил на медицинский факультет Московского университета.
    • Будучи еще студентом университета, женился на курсистке, вместе с которой прожил всего около года. Она в 1910 г. скончалась вследствие невозможности перенести беременность. Покоряясь воле Божией, оба супруга ни при каких условиях не захотели искусственно прерывать беременность, хотя и знали о том, что она грозит почти неизбежной смертью. Впоследствии свою покойную супругу святой Максим называл праведницей. После смерти жены его все время влекло уйти от мирской жизни в монашество, но состояние монастырской жизни в России его не устраивало (на Афон, куда его тянуло, попасть не удалось).
    • 1912 г. - окончил медицинский факультет Московского университета.
    • После окончания вуза работал сначала врачом министерства путей сообщения в городе Благовещенске и в Москве.
    • 1914 - январь 1918 гг. - участник Первой Мировой войны, воевал в Галиции врачом Кубанского пластунского батальона.
    • После Октябрьского переворота и окончания войны он занимал различные медицинские должности, в том числе и в Красной армии. Короткое время был профессором психиатрии одного из провинциальных университетов, но потом сделался практическим врачом терапевтом.
    • С 1 января 1922 года до декабря 1928 года в Москве работал главврачом в больнице Таганской тюрьмы (Таганский район). За ним утвердилось прозвище «ангела-хранителя» этой тюрьмы. Спал на голых досках, питался из тюремного котла, свои деньги отдавал заключенным, был не только телесным, но и духовным врачом, сердечным мастером, утешителем и отцом.
    • Являлся духовным сыном известного священника о.Валентина Свенцицкого.
    • Был знаком с Патриархом Тихоном, которого глубоко чтил. Патриарх очень любил святого Максима и часто пользовался его советами. Они стали очень близкими друзьями, и Патриарх доверял ему самое тайное, все свои мысли и чувства. Так, например, в одной из бесед, патриарх Тихон высказал ему свои мучительные сомнения в пользе дальнейших уступок советской власти. Делая эти уступки, он все более и более с ужасом убеждался, что предел «политическим» требованиям советской власти лежит за пределами верности Христу и Церкви. Незадолго до своей кончины, Патриарх Тихон сказал, что, по-видимому, единственным выходом для Русской Православной Церкви сохранить свою верность Христу — будет в ближайшем будущем уход в катакомбы. Патриарх благословил святого Максима принять монашеский постриг, а если заставит нужда, и иерархия отпадет от Церкви (что вскоре и случилось), то и принять епископский сан.
    • Однако были некоторые и противоречия между двумя святыми: Патриархом Тихоном и святым Максимом. Патриарх был оптимистически настроен и все еще верил, что Россия покается и Православие вновь восторжествует, святой Максим считал, что они живут уже в предапокалиптическое время.
    • По свидетельству святого Максима, Патриарх Тихон, несомненно, был отравлен, а его «Завещание» подделали чекисты.
    • В конце 1927 года порвал общение с Заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и Временным патриаршим священным синодом при нём. При его участии был составлен акт от 30 декабря 1927 года об отходе от митрополита Сергия серпуховского духовенства и мирян, в котором, в частности, говорилось: «Не находя для себя более возможным оставаться на том скользком и двусмысленному пути, на который Вы своей декларацией и распоряжениями поставили всю Православную Церковь, и повинуясь голосу совести и долгу пред Богом и верующими, мы, нижеподписавшиеся, порываем каноническое и молитвенное общение с Вами и т. н. „Патриаршим Синодом“ и отказываемся признавать Вас заместителем местоблюстителя патриаршего престола».
    • 20 мая 1928 года в Ленинградском соборе Воскресения Христова был тайно посвящён во диакона архиепископом Димитрием (Любимовым), фактическим лидером «иосифлянского» движения в Церкви. 21 мая 1928 года им же был тайно рукоположен во иерея.
    • В сентябре 1928 года принял монашеский постриг с именем Максим.
    • 12 октября 1928 года в храме на Пискарёвке по просьбе части верующих города Серпухова был тайно хиротонисан во епископа Серпуховского архиепископом Димитрием (Любимовым) и епископом Сергием (Дружининым), что было первой тайной «иосифлянской» епископской хиротонией. Титул был выбран потому что в Серпухове к иосифлянам присоединилась почти половина храмов, благодаря чему город стал центром иосифлянского движения в Московской епархии
    • В январе 1929 года вступил в управление епархией. В юрисдикции владыки Максима находились 18 приходов в Серпухове, приходы в Коломне, Звенигороде, Переславле-Залесском и ряде других городов. После ареста епископа Алексия (Буя) в марте-мае 1929 года епископ Максим окормлял также и воронежских и украинских иосифлян.
    • 24 апреля 1929 года арестован ОГПУ.
    • 5 июля 1929 года приговорён к пяти годам заключения. В конце ноября того же года был помещён в Соловецкий лагерь, где работал врачом и заведовал тифозным бараком.
    • Вместе с епископами Виктором (Островидовым), Нектарием (Трезвинским) и Иларионом (Бельским), а также другими священнослужителями, совершал тайные богослужения в лесу. По словам профессора Андреевского, также отбывавшего срок в Соловках, «меньше чем через год, мы, все его коллеги, поняли, что он был не только замечательный врач, но и великий молитвенник».
    • 28 октября 1930 года Выездной Коллегией ОГПУ по обвинению в «контрреволюционной агитации в концлагере» приговорён к увеличению срока на 5 лет. Переведён в Белбалтлаг, в г. Кемь. Там в декабре 1930 был арестован в лагере и отправлен в Бутырскую тюрьму, где ему было предъявлено обвинение в рамках дела «нелегальной черносотенно-клерикальной и церковно-монархической организации „Истинное Православие“». 18 февраля 1931 года был приговорён к высшей мере наказания.
    • Казнён 4 июня 1931 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
    • В ноябре 1981 года Архиерейский Собор РПЦЗ канонизировал Собор новомучеников и исповедников Российских. Позднее в число новомучеников был включён и епископ Максим с установлением памяти 22 мая
    • 11 марта 2020 года решением Священного Синода Русской православной церкви включён в собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

    Праздник святому Максиму установлен 4 июня (22 мая)