• Илья Свиридов о ситуации с местным самоуправлением в Москве

    Илья Свиридов о продолжении муниципальной реформы и перераспределении полномочий

    Депутат муниципального Собрания Таганки Илья Свиридов ("Справедливая Россия) отмечает, что до сих пор проблемным для столичного самоуправления остается такое положение, при котором полномочия муниципалитетов контролируются исполнительной властью, а народные избранники зачастую являются декорацией для тех, кто реально "рулит":
    – Еще в начале муниципальной предвыборной кампании-2012, анализируя московское местное самоуправление, я обратил внимание на странную тройственную структуру районной власти в Москве: Управы, Муниципалитеты и Муниципальные Собрания, причем с явным перекосом в сторону Управ.
    Начав действовать как депутат, я понял, что орган, реально имеющий возможность делать какие-то дела – муниципалитет – никак от депутатов не зависит. Иными словами, депутаты являлись ширмой, декорацией, для тех, кто реально "рулил".
    Естественно, я это начал жёстко критиковать, и даже вошел в клинч с руководителем муниципалитета (в итоге он был снят с поста). Теперь, по крайней мере, у нас в районе, муниципалитет прислушивается к депутатскому корпусу – но, увы, не во всем.
    Так, ряд полномочий являются "уникальными" для муниципалитетов: опека за несовершеннолетними детьми-сиротами, учет и контроль несовершеннолетних детей с девиантным поведением (злоупотребляющими алкоголем, наркотиками, агрессивными драчунами и т.п.), а также призыв на воинскую службу. Эти задачи являются абсолютно несвязанными с муниципальными депутатами элементами работы муниципалитетов. А если они не связаны с депутатами – они не связаны с местным самоуправлением!
    Местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ), то есть должно быть независимым и неподотчетным властным структурам. Однако, упомянутые "уникальные" полномочия контролируются московскими органами власти – Департаментом семейной и молодежной политики и Департаментом социальной защиты населения. Проще говоря, такая ситуация абсурдна и фактически противоречит Конституции страны. Напомню, Москва жила так 10 лет!
    Также вызывают вопросы полномочия по организации спорта, досуга и патриотического воспитания молодежи. Вот здесь мы "раскопали", что 227 тыс. (!) кв.м. городских площадей распределяются по сомнительной процедуре. Я считаю, что все помещения в районе должны контролироваться одним муниципальным учреждением, которое будет подотчетно депутатам.
    Кроме того, вопросы у меня вызывает и система обслуживания домов – пресловутое ЖКХ, самый волнующий жителей вопрос. Да, по новым полномочиям из 39-го закона, муниципалитеты теперь могут созывать собрания жителей для смены управляющей компании. Но люди часто не готовы сразу менять одну УК (как правило, ДЕЗ) на какую-то неизвестную другую. Если бы у нас был цивилизованный рынок таких эксплуатирующих организаций, то такое было бы возможно, но пока этого нет. Люди ищут другого – им нужен экспертный орган, который сможет проверять органы ЖКХ: за что платят жильцы, нет ли обмана в сметах и платежках, почему работают мигранты, проверка качества, энергоэффективность и энергоаудит и т.п. Возможно, в помощь депутатам в новых полномочиях имеет смысл создать такую небольшую экспертную группу?
    Сейчас началось обсуждение вопроса перераспределения полномочий в разных кругах, и на нашем, муниципальном, уровне, и на уровне городской власти.
    Я поддерживаю саму идею перераспределения полномочий. Но что будет создано взамен? Или у и без того слабых и бесправных муниципалитетов просто отберут часть функций, и передадут их в послушные мэрии управы? А что будет с теми муниципальными служащими, профессионалами, которые уже 10 лет занимаются этой работой? Обновится ли структура муниципалитетов?
    Пока у меня нет понимания, что именно получится в результате подобного "перераспределения". То, что дублирующий государственные функции муниципалитет должен кануть в лету – это очевидная и назревшая необходимость. Депутаты же, в свою очередь, должны сохранить и нарастить свои возможности по контролю над органами исполнительной власти, быть полноценными представителями народа. Хочется надеяться, что местное самоуправление в Москве продолжит свое развитие, а москвичи получат доступную и реальную "власть шаговой доступности".
    Reply Follow