Аркадий Аверин родился 30 августа 1968 г. в Москве.
Женат, жена – актриса и драматург Юлия Щепенко. Имеет пятерых детей.
В 2004 году удостоен звания "Заслуженный артист России".
Михаил Щепенко об Аркадии Аверине:
Он пришёл в театр рабочим. Что называется, из народа. Из спивающегося народа. В течение последующих пяти лет погибло шесть друзей Аркадия – по пьянке. Пришел в театр, не помышляя о сцене. Но мы с Тамарой Басниной не сговариваясь, ощутили одарённость юноши. Он был музыкален, хорошо пел, но это не главное. В нём чувствовалась цельность, даже крупность личности. На сцену мы его буквально вытолкнули. Это был момент в жизни театра, когда начал обучение первый набор Ярославского театрального института на базе нашего театра. Шли этюды. Вот в эти-то этюды Аркадий и попал. Он обнаружил своё чувство правды, несгибаемую логичность в выполнении сценического действия, подтвердил наши предчувствия о целостности его человеческой личности, умение верить и фантазировать. Так вот и началась его актёрская карьера. Он сумел полностью бросить пить и курить (хотя делал и то и другое длительное время), его христианские устремления оказались, как мне кажется, глубокими и последовательными, он стал одним из самых близких людей руководителей театра.
Мощный темперамент, музыкальность, целенаправленность в стремлении "дойти до самой сути" в профессии, знание не головой, а всем существом – зачем играется тот или иной спектакль, умение чрезвычайно чутко взаимодействовать с режиссёром, когда понимание происходит не на уровне слов, – все эти качества превратили Аркадия в одного из самых заметных актёров театра русской драмы. Он играет практически во всех спектаклях. Он очень разный в разных спектаклях – но всегда образы, создаваемые им, наделены качеством внутреннего единства и яркой характерности. Отрешённый и неординарный Фарятьев ("Фантазии Фарятьева"), озорной, циничный и в то же время беззащитный Васька "Ангел Скорбное понимание"), эксцентричный и трогательный Жевакин, невероятно смешной и потерявшийся в жизни Подколесин ("Женитьба?"), прагматичный Иван Лукич ("Конь вороной"), преданный царю и Годунову – до способности пойти ради них на преступление – Луп-Клешнин и простодушный и целостный Иван Петрович Шуйский ("Цаоь Фёдор Иоанович") и так далее. Наиболее ярко актёрская индивидуальность Аркадия Аверина раскрывается в спектакле "Необойдённый дом", где он в течение 50 минут сценического времени должен из юного разбойника Фёдора превратиться в зрелого мужчину – атамана, затем в 60-летнего разбойника, страдающего от ноши своих преступлений, раскаяться в содеянном, а затем, став 90-летним старцем – монахом Феоктистом, закончить своё земное бытие и даже перенестись в мир иной. Натяжек нет ни в одном из периодов жизни героя. Почему? Почему всё достоверно? Почему молчит потрясённый зритель, а затем долго и благодарно аплодирует? Этого, наверное, до конца не знает и сам Аркадий…
Сыгранные роли: